Меню
Елпатьевский Дмитрий Геральдович
Автор:
ЭТО
оборудование
25 мин
Особенности выбора и использования технических средств оповещения
В статье отражены Особенности выбора и использования технических средств оповещения при проведении работ по созданию и реконструкции систем оповещения населения с использованием оборудования различных производителей.

РАСЦО
обслуживание
Протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 № 1 утверждены Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения. Этим же решением отменены все ранее принятые методические рекомендации в рассматриваемой области деятельности, которых за период с 1998 по 2018 годы издано в количестве 18-ти.

Сей факт значительно облегчил деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по исполнению полномочий и обязанностей по созданию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера.

Наряду с этим, при организации работ по созданию и реконструкции систем оповещения заказчик работ сталкивается с рядом проблем, уйти от которых на сегодняшний день не удалось.

Одной из этих проблем является проблема выбора оборудования, из достаточно обширного спектра представленных на рынке технических средств оповещения, на базе которых предстоит построить новую или реконструировать имеющуюся систему оповещения, отвечающую предъявляемым требованиям и удовлетворяющую условиям эксплуатации, с учетом имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры.

Приложением 6, упомянутых выше Методических рекомендаций, представлен справочник «Технические средства оповещения», который дает краткое описание и характеристики технических средств оповещения (ТСО), разработанных и производимых организациями в РФ. Справочник пришел на смену многочисленным каталогам и перечням современных комплексов технических средств оповещения, прошедших приемочные испытания комиссией МЧС России и предназначенных для создания (реконструкции действующих) автоматизированных систем централизованного оповещения населения. Каталоги и перечни направлялись Управлением информационных технологий и связи МЧС России в адрес территориальных органов МЧС России и по запросам органов исполнительной власти субъектов РФ.

Однако, в каталог вошли не все представленные на рынке и широко используемые в местах массового скопления людей системы, которые могут быть использованы для обеспечения доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В качестве таковых могут быть рассмотрены:

  • системы оперативно-технологической связи и радиотрансляционные установки, устанавливаемые в организациях и населенных пунктах;
  • системы Public Adress, устанавливаемые в торговых, культурных и других общественных помещениях в целях воспроизведения музыки, рекламы, речевых сообщений, а также сигналов оповещения.
Необходимо признать, что анализ и изучение последних, на предмет возможности их использования в составе систем оповещения населения не проведен.

В создавшейся обстановке на помощь заказчику работ по созданию или реконструкции систем оповещения населения приходит, вступающий в силу 1 июня 2021 года ГОСТ 42.3.01−2021 «Гражданская оборона Технические средства оповещения населения Классификация. Общие технические требования», принятый на смену одноименному ГОСТ 42.3.01−2014. Новым ГОСТом значительно расширены требования к ТСО и их классификация, в соответствии с современным уровнем развития технологий, средств и систем связи и телекоммуникации, а также, что весьма актуально, впервые сформулированы требования к программно-техническому сопряжению ТСО различных производителей, которое должно быть подтверждено актом совместных испытаний. Также ГОСТ получил новый подраздел 5.4 «Требования к устройству сопряжения».

Наряду с этим, не будучи специалистом в области связи и телекоммуникации, достаточно сложно оценить соответствие предлагаемого оборудования предъявляемым требованиям. К сожалению, можно констатировать тот факт, что зачастую те должностные лица, в обязанности которых входит организация создания и поддержания в готовности систем оповещения, по своему уровню подготовки не всегда в состоянии оценить и подготовить предложения на использование того или иного вида ТСО при создании или реконструкции систем оповещения, в целях получения системы, отвечающей всем предъявляемым требованиям и соответствующую организационной структуре системы управления ГО и РСЧС соответствующего уровня. Но это тема другого разговора.

В целях обеспечения исполнения требований, предъявляемых к оборудованию, на базе которого создаются системы оповещения, а также поддержки принятия решения заказчиком при формировании технического задания на проведение работ по созданию или реконструкции систем оповещения, МЧС России организует и проводит государственные испытания программно-технических комплексов оповещения различных производителей с составлением соответствующих актов. Начиная с 2021 года, оборудование, успешно прошедшее государственные испытания, вносится в издаваемый и ежегодно уточняемый МЧС России справочник «Технические средства оповещения», о котором мы говорили выше.

В справочник вошла информация о ТСО, входящих в состав программно-технических комплексов оповещения, производимых силами 24-х организаций в РФ и прошедших приемочные испытания в соответствии с государственными стандартами.
Однако, детально изучив содержание справочника, можно отметить, что составители справочника включили в него информацию, составленную непосредственно производителями программно-технических комплексов оповещения, не редактируя ее. Вследствие чего, описательная часть возможностей, представленных программно-технических комплексов оповещения, отчасти дублирует Положение о системах оповещения населения, в чем нет никакой необходимости. Наряду с этим, в тексте встречаются ошибки в принятой терминологии и несоответствие требованиям действующего Положения о системах оповещения, а также прослеживается непонимание специалистами организаций-производителей порядка организации системы управления ГО и РСЧС, что напрямую влияет на качество исполнения задачи по оповещению населения с использованием предлагаемых программно-технических комплексов.

Формулировки, используемые при описании функциональных возможностей программно-технических комплексов, такие как:

  • «аппаратно-программное сопряжение с внешними системами и комплексами, в т. ч. АПК „Безопасный город“, „Системой-112″…“;
  • "Комплекс пункта управления оповещением малых населенных пунктов, локальных или объектовых систем оповещения…»;
  • «автоматизированное сопряжение с СОУЭ и прочими объектовыми системами»;
  • «…обеспечивает через средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с функцией оповещения населения передачу сигналов оповещения и речевой информации людям, находящимся в сельских населенных пунктах»;
  • «является оконечным средством оповещения и предназначено для… оповещения и информирования населения… по каналам сети эфирного наземного цифрового телевизионного вещания… Функциональные возможности: предварительная запись и хранение звуковых сигналов оповещения и экстренной речевой информации»

говорят сами за себя.

Специалисты понимают, что система оповещения населения является составной частью АПК «Безопасный город», а в функции и полномочия «Системы-112» не входит решение задачи по оповещению населения, и что порядок оповещения малых населенных пунктов и людей, находящихся в сельских населенных пунктах, ничем не отличается от остальных.

Указанными выше формулировками закрепляется расхожее, но ошибочное мнение, что система оповещения населения может и должна быть сопряжена с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Данные системы построены по совершенно разным принципам организации управления решаемыми задачами, выполняют совершенно разные функции и по техническому исполнению разнородны. Да и нет никакого смысла сопрягать системы оповещения с СОУЭ для решения задачи по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Сопоставляя порядок организации оповещения населения и управления этим процессом, а также порядок функционирования систем оповещения, специалисту совершенно непонятно на основании чего оконечные средства оповещения получили возможность предварительной записи и хранения звуковых сигналов оповещения и экстренной речевой информации, каким образом и откуда в данном случае поступает команда на воспроизведение той или иной записанной информации?

Данные факты указывают на низкий уровень компетентности некоторых производителей ТСО в рассматриваемой области деятельности, что, полагаю, необходимо контролировать со стороны МЧС России в период проведения приемочных испытаний, придав последнему комплексный характер всестороннего контроля производителей программно-технических комплексов оповещения, на базе которых строятся системы оповещения населения, которые в свою очередь входят в состав системы управления ГО и РСЧС, дабы не отдавать на откуп необученным специалистам организаций-производителей указанных систем вопрос организации обеспечения управления проведением мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС.

Зачастую, заказчик работ по созданию или реконструкции систем оповещения, плохо разбираясь в вопросах организации управления ГО и РСЧС, целиком и полностью полагаясь на профессионализм подрядчика, получает систему оповещения не отвечающую всем предъявляемым требованиям и не позволяющую исполнить принадлежащие полномочия и обязанности по обеспечению своевременного оповещения населения, а также сбору и обмену информацией в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС.

Одним из основных вопросов, возникающих при создании систем оповещения, является вопрос обеспечения программного и технического сопряжения систем оповещения различных уровней управления ГО и РСЧС, которое в соответствии с требованиями ГОСТ 42.3.01−2021 должно подтверждаться актом совместных испытаний, которые на сегодняшний день не проводились ни с одним из образцов программно-технических комплексов оповещения. Соответственно, указанный выше справочник не содержит сведений о проведении подобных испытаний и наличия актов, подтверждающих возможность спряжения программно-технических комплексов оповещения различных производителей.

Утверждение некоторых производителей об обеспечении сопряжения с системами оповещения, построенными на базе комплексов, отвечающих требованиям ГОСТ Р 42.3.01.2021, является голословным и не гарантирует такое сопряжение. В соответствии с п. 5.1.8.2. указанного ГОСТа «Программно-техническое сопряжение ТСО различных производителей должно быть подтверждено актом совместных испытаний».

Данное обстоятельство способствовало тому, что в ряде субъектов РФ муниципальные системы оповещения населения не сопряжены с локальными системами оповещения организаций, осуществляющих производственную деятельность на территории соответствующего муниципального образования, а также между собой и с региональной системой оповещения субъекта РФ. Передача сигналов оповещения между уровнями управления ГО и РСЧС осуществляется исключительно посредством дежурного диспетчера органа повседневного управления соответствующего уровня, что явно не способствует высокому качеству решения задач ГО и РСЧС. По факту, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не в состоянии собрать региональные и муниципальные системы оповещения, построенные на базе оборудования различных производителей, вошедших в каталоги и перечни, разработанные Управлением информационных технологий и связи МЧС России, в единый программно-технический комплекс оповещения регионального, муниципального уровней.

Наряду с тем, что в соответствии с требованиями ГОСТ 42.3.01−2021 все ТСО должны быть серийно выпускаемыми, но из всего объема, представленного в справочнике оборудования, единицы имеют признаки серийного производства, и те не явно выраженные (косвенные), известные только специалистам, занимающимся созданием и реконструкцией систем оповещения, ознакомленным с продукцией и организацией производственной деятельности представленных в справочнике производителей. К этой категории можно отнести оборудование производителей, осуществляющих свою деятельность в течении достаточно продолжительного времени, в частности, образованных еще в период существования СССР.

Основные требования к порядку организации серийного производства изложены в ГОСТ МЭК 61 512−1-2016 «Управление серийным производством Часть 1 Модели и терминология», ГОСТ МЭК 61 512−2-2016 «Управление серийным производством Часть 2 Структура данных и руководство по языку», ГОСТ МЭК 61 512−3-2016 «Управление серийным производством Часть 3 Общие модели и представления, а также примеры их практической реализации на предприятиях», ГОСТ МЭК 61 512−4-2016 «Управление серийным производством Часть 4 Данные серийного производства», а также ГОСТ Р 56 691−2015 «Безопасность потребительских товаров Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции», однако отдельные представленные в справочнике производители выпускают свою продукцию эксклюзивно под конкретный проект, в единственном экземпляре. Заказчик узнает об этом после принятия системы в процессе ее эксплуатации, когда возникает необходимость в замене ТСО, выводимых из эксплуатации для проведения ремонта или замены, а также восполнении ЗИП и создании резерва ТСО.

Полагаю необходимым, справочник дополнить сведениями характеризующими серийность производства представленных ТСО, такими как:

  • количественные показатели регулярно повторяющихся изделий за определенный период времени;
  • численность и квалификация персонала, занятого в производстве;
  • наличие производственных мощностей, универсального и специального оборудования и технологической оснастки;
  • состав элементной базы, а также перечень организаций-партнеров, поставляющих элементную базу.

Это поможет потенциальному заказчику уйти от возникающих проблем при эксплуатации созданных системы оповещения, связанных с отсутствием на рынке комплектующих элементов и ТСО в целом, что может поставить заказчика перед дилеммой: пытаться найти подходящую замену, что весьма проблематично и не дешево, или строить систему оповещения заново, что повлечет дополнительные расходы соответствующих бюджетов.

В справочнике неоднозначно представлены сведения о каналах связи для передачи команд и сигналов оповещения. Для большинства представленных программно-технических комплексов оповещения они отсутствуют, а это один из важнейших вопросов обеспечения устойчивости функционирования системы оповещения в различных условиях складывающейся обстановки, обеспечения своевременного и гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации с учетом характеристик телекоммуникационной инфраструктуры, построенной на конкретной территории.

Не все виды представленных в справочнике образцов программно-технических комплексов оповещения сопровождаются сведениями об используемом программном обеспечении. Информация о включении сведений о используемом программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, также представлена не везде.

Во многих разделах не представлены реквизиты документов, сопровождающих производимые изделия, отсутствуют даты и регистрационные номера.

Перечень представленного в справочнике оборудования, входящего в состав производимого программно-технического комплекса оповещения, не содержит информацию о его функциональном назначении, что затрудняет общее понимание порядка работы комплекса. Можно отметить, что представленный состав программно-технического комплекса оповещения отдельных производителей не является достаточным для создания системы оповещения в целом. (Таблица 1.) Наряду с этим, производитель не дает информации о видах и производителях ТСО, которыми возможно доукомплектовать представленный ими комплекс оповещения в целях получения полноценной и самодостаточной системы оповещения соответствующего уровня управления РСЧС.

Нельзя также забывать, что в соответствии с требованиями Указа Президента Р Ф от 13.11.2012 № 1522 существующие системы оповещения населения подлежат модернизации и подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН). Логично предположить, что представленные в справочнике программно-технические комплексы оповещения должны отвечать требованиям, предъявляемым КСЭОН, и обеспечивать возможность создания на их базе указанной системы. Однако, информация об этом в справочнике отсутствует (Таблица 1.)
Таблица 1
На сегодняшний день, вследствие неоднозначного трактования требований вышеупомянутого Указа Президента Р Ф в субъектах РФ созданы две параллельные независимые друг от друга системы оповещения населения, а именно, региональная система оповещения и КСЭОН. Данное обстоятельство вносит сумятицу в процесс организации управления проведением мероприятий ГО и РСЧС. На рабочих местах оперативных дежурных (диспетчеров) органов повседневного управления регионального и муниципального уровней РСЧС расположены два пульта управления указанными системами, по своей сути с дублирующими друг друга функциями. Принимая во внимание требования к показателям надежности и живучести систем оповещения, утверждение о том, что дублирование систем повышает уровень обеспечения гарантированного доведения сигналов оповещения весьма сомнителен, не говоря уже об удвоенной финансовой нагрузке на заказчика систем оповещения.
Не смотря на то, что справочник вышел в 2021 году, в него включен ряд организации, которые прекратили свою деятельность и ликвидированы.

Указанные выше недостатки в составлении справочника «Технические средства оповещения» не позволяют достичь цели его создания, а именно, оказать помощь органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям в вопросах грамотного составления технических заданий на создание или реконструкцию систем оповещения соответствующего уровня в соответствии с особенностями административно-территориального деления, развития телекоммуникационной инфраструктуры, географического расположения и ландшафта соответствующей территории, а также осуществить качественный выбор поставщика услуги по проектированию и монтажу систем оповещения.

В этой связи полагаю, специалисты МЧС России, проанализировав допущенные недостатки в составлении справочника, в ходе его ежегодного уточнения, систематизируют и структурируют описание ТСО различных производителей по единым для всех производителей разделам с обязательными показателями программно-технического сопряжения ТСО, подтверждаемыми актами совместных испытаний, а так же показателями, характеризующими серийность производства представленных ТСО.

Все мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день работаем в условиях рыночной экономики и создаваемые организации, производящие различные виды товаров, работ и услуг, основной целью своей деятельности ставят получение прибыли. Однако, в вопросах создания автоматизированных систем обеспечения безопасности, во главу угла необходимо ставить выполнение именно этой задачи и здесь необходимо четкое и конкретное регулирование отношений со стороны органов исполнительной власти всех уровней, в первую очередь, мы ждем четких, конкретных и однозначных решений от МЧС России, как вдохновляющей и руководящей силы в вопросах защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.


Нельзя забывать, что оповещение является первым из перечня мероприятий по защите населения от угроз различного характера и от того, как мы его проведем будет зависеть успех всех последующих действий и их результат, исчисляемый спасенными жизнями, сохраненным здоровьем граждан, обеспечением устойчивого функционирования экономики субъектов РФ и страны в целом.