Озвучивание территории городов — это всегда сложная задача, и на
этапе сбора данных, и при проектировании, и при наладке системы оповещения, и при проведении контрольных измерений. Высокая степень разнообразия городской застройки представлена и узкими улицами, и широкими проспектами, многоуровневыми магистралями, пронизывающими территорию города из края в край, спальными районами, площадями, скверами, городскими парками. Применить одно-два типовых решения для озвучивания всего архитектурного разнообразия — это однозначно не выполнить задачу по качественному доведению сигналов оповещения до населения. В условиях урбанистической архитектуры недостаточно, как в условиях открытых пространств, поставить пакет громкоговорителей, сформировав квазикруговую диаграмму направленности ТСО и обеспечить зону адекватной идентификации информации оповещения по «ковровому» принципу. Здесь требуется работа с почти ювелирной точностью, тщательный подбор типа акустического оформления громкоговорителей, их мощности, ширины диаграммы направленности. Нельзя сказать, что озвучивание территории в условиях плотной городской застройки задача проще или сложнее, чем озвучивание открытых пространств, нет, просто это задача другого типа, и решать ее надо иными методами, учитывая влияние другого набора ограничений. О порядке расчета зон покрытия систем оповещения населения в условиях города в статье.
Первым этапом при расчете зон звукового покрытия всегда выступает сбор данных. Наиболее важным, и трудоемким при этом является оценка шумовой обстановки. Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, при которой в качестве уровня шума для выполнения расчета используются два типа данных:
- усредненные данные по уровню шума на улицах и во дворах;
- данные о максимально допустимом уровне шума, регламентированных сводом правил.
Первый вариант носит больше оценочный характер, и может применяться в условиях оценки шумовой обстановки и выполнении предварительного акустического расчета. Применение таких данных на постоянной основе несет в себе последствия, отражающиеся на качестве расчета зон покрытия. Нередки примеры, когда уровень шума, принятый для дворовой территории или парковой зоны, зачастую имеет больший уровень, по сравнению с реальным уровнем шума на этой территории. Это приводит к тому, что расчет зоны адекватной идентификации информации, создаваемой отдельным техническим средством оповещения (громкоговорителем), имеет меньшие размеры площади охвата, по сравнению с реальной зоной озвучивания. Это приводит к необходимости увеличения количества и мощности применяемых громкоговорителей и, как следствие, к увеличению мощности станционной части ТСО, напрямую влияющей на стоимость построения и эксплуатации системы оповещения. На оживленных магистралях напротив, такой подход имеет обратный эффект — реальный уровень шума оказывается выше установленного, что приводит к значительно меньшей площади зоны адекватной идентификации информации по сравнению с расчетной.
Тем не менее, негативный эффект применения такого рода данных об уровне шума существенно снижается при высокой степени развития систем оповещения населения на анализируемой территории. С ростом плотности установленных на территории населенного пункта технических средств оповещения, расхождения в расчетных и фактических данных о зонах, формируемых оконечными средствами оповещения, снижаются вследствие эффекта дополнения зон оповещения, формируемых одним ТСО, зонами, формируемыми другими, смежными, ТСО. Однако, для территорий, с низкой степенью насыщения или полностью отсутствующими средствами оповещения населения применение таких данных оправдано только на этапе оценки.
Применение в качестве сведений о шумах предельно допустимых уровней звукового давления на территории жилой застройки приведенных в СП 51.13 330.2011 «Защита от шума» несет в себе те же риски, что и описанные выше, при которых уровни шума для различных типов территорий, приняты равными определенному значению. Применение сведений, указанных в своде правил оправдано на этапе строительства объекта, когда измерение уровня шума не отражает шумовую обстановку в режиме последующей повседневной эксплуатации объекта или озвучиваемой территории.
Наиболее релевантным является проведение измерений уровней шума на проектируемой территории, что в отношении сформированной городской застройки является более чем уместным. Разделом 3.6 «Расчет зон покрытия оконечными средствами звукового оповещения» «Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения» определены два метода измерения шумов: снятие сетки шумов и снятие карты шумов. Принципиальным отличием методов является регулярность расположения точек измерения. Сетка шумов предполагает выполнение измерений через регулярные расстояния и применяется в основном для территорий, свободных от существующей застройки. Для сформировавшейся городской застройки наиболее соответствующим решаемой задаче будет снятие карты шумов.
Этап снятия карты шумов является наиболее ресурсоемким процессом при проведении изысканий, тем не менее, от качества его проведения, существенно зависит соответствие расчетных показателей по озвучиванию территории, реальным площадям зон адекватной идентификации информации оповещения. Результатом данного этапа является протокол измерений и план территории с нанесенными точками измерений уровня шума. Для удобства чтения помимо условного номера точки измерения на плане указывается значение измеренного уровня шума. В отдельных случаях целесообразно обеспечить цветовое кодирование точек, в которых производилось измерение уровней шума.
Условно, на территории города, с точки зрения озвучивания пространств, целесообразно выделить несколько типов территории, различающиеся по применяемым приемам при размещении средств оповещения:
- улицы, проспекты, магистрали, ограниченные с одной или двух сторон зданиями жилого и нежилого назначения;
- внутриквартальные территории, районы с высокой плотностью жилой застройки, жилые комплексы;
- площади, территории набережных, пешеходных зон и бульваров;
- парки, скверы, зеленые зоны;
Отдельно следует выделить территории, на которых осуществляется строительство в активной фазе, однако, будущее оснащение таких территорий средствами оповещения предусматривается на этапе строительства объектов.